Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
25 февраля 2021
Мегапоступление шлемов LS2!!!
25 февраля 2021
Универсальные фильтр-боксы для питбайков и кроссовых мотоциклов!
23 февраля 2021
С Днём доблестной Советской Красной Армии и ВМФ!
Статьи
Все статьи
Полигональные ролики вариатора - обман или спасение?
18 января 2021
Сегодня на повестке дня вопрос по поводу роликов вариатора. Совсем недавно на рынок пришли «тюнингованные» ролики вариатора со специфическим названием – полигональные. Что же такое полигональные ролики вариатора, какие они имеют преимущества перед классическими кругликами и стоят ли они нашего внимания в целом и нужно ли сразу бежать в магазин и купить полигональные ролики вариатора для скутера, квадроцикла или снегохода.
Начнём с азов: какую функцию выполняют ролики вариатора для скутера и каков принцип работы вариатора в целом.
Вариатор это разновидность КПП, в которой не существует численного значения включенной передачи, как на механической коробке (1-2-3-R). Всё потому, что передача крутящего момента двигателя происходит посредством перемещения приводного ремня вариатора по шкивам, которые имеют клиновидную форму. Проще говоря, при перемещении ремня по клиновидному шкиву, из за изменения диаметров, меняется передаточное число (по сути, очень похоже на ситуацию, когда вы меняете ведущую и ведомую звёзды на мотоцикле: ставите ведомую звезду больше – растёт динамика и падает максимальная скорость, ставите ведущую звезду больше – растёт максимальная скорость и падает динамика, и наоборот). Ролики вариатора, несмотря на свою простоту, имеют в этом механизме огромное значение: ролики находятся внутри вариатора и двигаются по своим каналам. Вариатор крепится на коленчатый вал и вращается вместе с валом. При вращении, на ролики вариатора воздействует центробежная сила, выталкивая их наружу. Ролики в этой ситуации с той же силой выталкивают ремень вариатора на бОльший диаметр шкива. Соответственно, форма и вес роликов имеют решающее значение. Роликам с маленьким весом требуется меньше центробежной силы, чтобы достичь максимального вылета, а роликам с бОльшим весом наоборот. Поэтому ролики вариатора с меньшим весом быстрее ускоряют скутер, а ролики с большим весом придадут высокую максимальную скорость.
По поводу формы вопрос немного сложнее. Круглые ролики, в силу своей формы, без излишнего трения передвигаются по своим каналам. А полигональные ролики имеют плоские стороны и каким образом им удаётся превзойти круглые по показателям сначала непонятно. Но если копнуть глубже и подумать, то можно догадаться, что из за превосходящей силы трения, полигональные ролики медленнее перемещаются по своим каналам, тем самым создают подобие пониженной передачи на начальном этапе разгона. Грубо говоря, ролики медленнее и равномернее расходятся по каналам, чтобы мотор мог раскрутиться перед тем, как ролики вытолкнут ремень на бОльший диаметр шкива. Как показывает практика, установка полигональных роликов вместо круглых с той же массой даёт вам сразу несколько плюсов:
1. Увеличение максимальной скорости на 5 – 10 км/ч (следствие выталкивания ремня на бОльший радиус)
2. Снижение оборотов на крейсерских скоростях.
Бесспорно, оба плюса очень важны и двигатель будет благодарен вам, особенно в поездках на дальние расстояния. Но есть у полигональных роликов вариатора есть одна особенность, мимо которой ни в коем случае нельзя пройти: если вы поторопитесь и установите ролики неправильно, вверх ногами, задом наперёд и т.д., на высоких оборотах они перевернутся и последствия могут быть очень и очень печальными для вариатора (вплоть до заклинивания).
Правильная установка заключается в том, чтобы округлая часть ролика находилась ближе к центру вариатора, а скошенная плоская часть смотрела наружу и вверх. На фото видно, как именно ролики должны лежать в пазу.
На самом деле, понять этот процесс гораздо проще, когда видишь весь процесс воочию, но, надеюсь, мне удалось дать вам общее понимание принципа работы вариатора и важности подбора формы и массы роликов вариатора.
Начнём с азов: какую функцию выполняют ролики вариатора для скутера и каков принцип работы вариатора в целом.
Вариатор это разновидность КПП, в которой не существует численного значения включенной передачи, как на механической коробке (1-2-3-R). Всё потому, что передача крутящего момента двигателя происходит посредством перемещения приводного ремня вариатора по шкивам, которые имеют клиновидную форму. Проще говоря, при перемещении ремня по клиновидному шкиву, из за изменения диаметров, меняется передаточное число (по сути, очень похоже на ситуацию, когда вы меняете ведущую и ведомую звёзды на мотоцикле: ставите ведомую звезду больше – растёт динамика и падает максимальная скорость, ставите ведущую звезду больше – растёт максимальная скорость и падает динамика, и наоборот). Ролики вариатора, несмотря на свою простоту, имеют в этом механизме огромное значение: ролики находятся внутри вариатора и двигаются по своим каналам. Вариатор крепится на коленчатый вал и вращается вместе с валом. При вращении, на ролики вариатора воздействует центробежная сила, выталкивая их наружу. Ролики в этой ситуации с той же силой выталкивают ремень вариатора на бОльший диаметр шкива. Соответственно, форма и вес роликов имеют решающее значение. Роликам с маленьким весом требуется меньше центробежной силы, чтобы достичь максимального вылета, а роликам с бОльшим весом наоборот. Поэтому ролики вариатора с меньшим весом быстрее ускоряют скутер, а ролики с большим весом придадут высокую максимальную скорость.
По поводу формы вопрос немного сложнее. Круглые ролики, в силу своей формы, без излишнего трения передвигаются по своим каналам. А полигональные ролики имеют плоские стороны и каким образом им удаётся превзойти круглые по показателям сначала непонятно. Но если копнуть глубже и подумать, то можно догадаться, что из за превосходящей силы трения, полигональные ролики медленнее перемещаются по своим каналам, тем самым создают подобие пониженной передачи на начальном этапе разгона. Грубо говоря, ролики медленнее и равномернее расходятся по каналам, чтобы мотор мог раскрутиться перед тем, как ролики вытолкнут ремень на бОльший диаметр шкива. Как показывает практика, установка полигональных роликов вместо круглых с той же массой даёт вам сразу несколько плюсов:
1. Увеличение максимальной скорости на 5 – 10 км/ч (следствие выталкивания ремня на бОльший радиус)
2. Снижение оборотов на крейсерских скоростях.
Бесспорно, оба плюса очень важны и двигатель будет благодарен вам, особенно в поездках на дальние расстояния. Но есть у полигональных роликов вариатора есть одна особенность, мимо которой ни в коем случае нельзя пройти: если вы поторопитесь и установите ролики неправильно, вверх ногами, задом наперёд и т.д., на высоких оборотах они перевернутся и последствия могут быть очень и очень печальными для вариатора (вплоть до заклинивания).
Правильная установка заключается в том, чтобы округлая часть ролика находилась ближе к центру вариатора, а скошенная плоская часть смотрела наружу и вверх. На фото видно, как именно ролики должны лежать в пазу.
На самом деле, понять этот процесс гораздо проще, когда видишь весь процесс воочию, но, надеюсь, мне удалось дать вам общее понимание принципа работы вариатора и важности подбора формы и массы роликов вариатора.