Классификация мотоциклов

В зависимости от конструктивных  особенностей и назначения, мотоциклы принято делить на различные классы.  В настоящее время существует великое множество типов и классов мотоциклов, границы между которыми постепенно размываются, поэтому остановимся на описании самых крупных из них:       

Дорожные мотоциклы:

Чоппер

Круизер

Классика

Спортбайк

Спорт-турист

Стритфайтер

Турер

 

Внедорожные мотоциклы

Кроссовый мотоцикл

Эндуро

Мотард

Тур-эндуро

 

                                                                              Дорожные мотоциклы

                Как следует из названия, дорожные мотоциклы предназначены для перемещения по дорогам с твёрдым, ровным покрытием или автострадам. Дорожные мотоциклы – самый обширный класс, включающий в себя чопперы, круизеры, классические мотоциклы (классики), спортбайки, стритфайтеры и несколько промежуточных типов.

                                                                              Чоппер

Чоппер - (англ. Chopper) – тип дорожного мотоцикла предназначенный для неспешного перемещения по автострадам. Зародился в США в послевоенные годы, достиг расцвета в 70-80е.  С чопперами знаком любой человек, даже безмерно далёкий от мира мототехники. Образ этого мотоцикла – первое, что приходит на ум при слове «байкеры» . Чоппер отличают прямая посадка с вытянутыми вперед и разведёнными шире плеч руками и почти выпрямленными, выставленными вперед ногами. Такая посадка сформировалась под влиянием американских дорог, по большей части, ровных и прямых, и позволяет не утомляться в длительных поездках, однако неудобна для поворотов и маневрирования в городе.

Чопперы имеют длинную, низкую раму. Передняя вилка чоппера, как правило, наклонена под большим углом к вертикали, что обеспечивает ему длинную базу и стабильность на прямых, но становится головной болью в поворотах. Чоппер может иметь прямой или чуть изогнутый руль поднятый до уровня грудной клетки ездока или выше. 

На чоппере, как правило, нет ничего лишнего. Конструкторы идут по пути упрощения конструкции. Минимализм выражается в крошечном размере поворотников, зеркал, а то и вовсе в их отсутствии; у некоторых чопперов нет даже задних амортизаторов, заднее колесо жёстко крепится к раме. ( Впрочем, для наших дорог это никогда не будет актуально. )«Правильный» чоппер не должен иметь никаких кофров, дополнительных фар, ветрового стекла и прочих аксессуаров.

Чопперы выпускают множество производителей, от крупных компаний до мелких фирм. Можно так же построить чоппер самостоятельно. Чопперы оснащаются двигателями от 49 куб.см (китайские копии Yamaha Iron Eagle) до 2л (Kawasaki VN2000) и даже более. Несмотря на подчас внушительные объёмы, мощность чоппера, как правило, не превышает 100-110 л.с, а их скорость – 160 км\ч. Скорость ограничивается человеческим фактором: после 160км\ч ездока просто сдувает встречным ветром. Двигатели чопперов намеренно дефорсированы по мощности, чтобы обеспечить надёжность и высокий крутящий момент. Двигатель чоппера чаще всего, V-образный двухцилиндровый. (V-Twin), однако встречаются чопперы с рядной «двойкой», рядным четырёхцилиндровым двигателем, одноцилиндровые, V-4  и даже оппозитные. В России распространена постройка чопперов на базе советских мотоциклов «Урал» и «Днепр», причём некоторые из них настолько оригинальны и самобытны, что не уступают по дизайну заокеанским аналогам.  Чаще всего, владельцы оснащают свои чопперы прямоточным выхлопом, чтобы придать яркий, неповторимый оттенок громоподобному рыку своего чудища. 

 

                                                                              Круизер

Круизер имеет много общих черт с чоппером, с той лишь разницей, что вся его техническая составляющая и дизайн ориентированы на многодневные путешествия, иногда – вдвоём. В отличие от чоппера, круизер имеет всё, чтобы сделать эти путешествия максимально комфортными и безопасными. Необъятные кофры, ветровые стёкла, спинки сидений, большие, удобные зеркала, защитные дуги, дополнительные фары, способные ослепить встречного водителя в двух километрах от вас… Посадка на круизере ещё более вальяжная, с полностью расслабленными руками и плечами, ногами вытянутыми далеко вперёд. На первый взгляд, это комично и неудобно, однако после тысячи километров за восемь часов, ваша поясница отблагодарит вас. Круизеры чаще всего оснащаются целой гирляндой различных приборов и аксессуаров, нужных и не очень.

Двигатели круизеров мало чем отличаются от чопперных. Единственное различие – не бывает круизеров объёмом ниже 250 куб. см, что продиктовано требованиями к высокой крейсерской скорости.

 

                                                               Классический мотоцикл

                Классический мотоцикл – самый старый и обширный тип мотоциклов, он же и самый распространённый в мировом объёме. Стандарты этого типа остаются неизменными с начала 60-х годов. Как правило, первая ассоциация со словом «мотоцикл», будет связана именно с обликом классика.

                Классик – это «просто мотоцикл». Универсальность – вот ключевое слово в его предназначении. Классик имеет прямую посадку, с небольшим наклоном вперёд, с ногами, согнутыми  в коленях более, чем на 90 градусов и расположенными под ездоком. Руль классика невысокий и по ширине примерно равен ширине плеч водителя, что делает удобным маневрирование в городских пробках, извилистых дорогах или лёгком бездорожье.

Дизайн классика остаётся неизменным на протяжении полувека. Круглая фара, приборы со стрелками, большой, удобный бак, задний маятник с двумя амортизаторами по бокам, иногда -  спицованные колёса. Несмотря на внешнюю архаичность, современные классики оснащены по последнему слову техники. Инжекторные двигатели, дисковые тормоза с АБС, электронные системы – таков неполный список «начинки» классика начала 21-го века.

Двигатель классика отличается надёжностью и невысокой мощностью. Сейчас на классиках преобладают рядные четырёхцилиндровые двигатели, хотя европейские производители оснащают свои классики рядными «двойками», V-twin’ами и даже трёхцилиндровыми двигателями (Triumph Speed Triple).Объём двигателя классика – от 125  до 1400 куб.см. Делать классики с большим объёмом нецелесообразно из-за огромного расхода топлива и ужасающей массы.   Самый распространённый в нашей стране классический мотоцикл – Honda CB-400. По дорогам России бегают десятки тысяч этих лёгких, неприхотливых лошадок.  Не стоит также забывать о мотоциклах советского и российского производства – всем знакомые «Ижи» , «Мински», «Явы», «Уралы» и «Днепры»  тоже относятся к классикам.

Существуют также мотоциклы, у которых от классика осталась только посадка, дизайн же, как и техническая составляющая, отвечает последнему слову в проектировании мотоциклов. Такие мотоциклы называют «неоклассики». Светодиодная оптика, фары в форме замысловатых многогранников, карбоновые глушители, литые колёса, тормоза, способные остановить грузовик – вот неполный перечень того, что можно встретить в комплектации неоклассика. Яркий пример – Honda CB600R “Hornet”.

 

                                                                              Спортбайк.

Спортбайк – прямой потомок мотоциклов для шоссейно-кольцевых мотогонок,фактически, спортивный сняряд, адаптированный под эксплуатацию на дорогах общего пользования. Спортбайки стали такими, какими мы привыкли их видеть, в начале 80-х годов, когда молодёжь, утомлённая ездой на классиках, жаждала скорости, мощности. Именно тогда и появились первые «пластиковые ракеты». Двигатели нового поколения и аэродинамичная пластиковая капотировка сочетались с архаичными рамами, откровенно слабой ходовой и вялыми тормозами, что делало  езду на первых спортбайках весьма небезопасным занятием, однако от желающих приобрести подобный мотоцикл, не было отбоя. Впервые для серийных мотоциклов, рубеж скорости в 200 км\ч перестал быть чем-то недосягаемым. Тогда же начался всплеск различных любительских соревнований и уличных гонок, что позволило производителям спортбайков выпустить на рынок массу гоночных аксессуаров, наборы спортивного пластика (без светотехники), позволяющий превратить гражданский мотоцикл в полноценный,  «боевой»  снаряд.  Пластиковый обвес приходил в негодность после частых падений, а молодые мотоциклисты, потратившие последние деньги на покупку спортбайка, не имели возможности его заменить, поэтому снимали со своих спортбайков «пластик», что привело к появлению сразу двух новых типов мотоциклов – нэйкед-байка (от англ. Naked - раздетый) и стритфайтера (от англ. Street Fighter, дословно – уличный боец, однако правильный перевод основан на другом значении слова fighter, обозначающем самолёт-истребитель ).

В конструкции спортбайка всё подчинено скорости и манёвренности. Ездок здесь – лишь элемент конструкции, вроде двигателя или подвески, поэтому о комфорте и говорить не приходится. Посадка на спортбайке – с сильным наклоном вперёд, буквально лёжа на баке, руки сильно согнуты в локтях и прижаты к туловищу, ноги также максимально согнуты в коленях и вынесены далеко назад. Подножки расположены высоко, чтобы при прохождении поворотов они не задевали об асфальт.  На топливном баке с боков имеются ниши, которые ездок сжимает бёдрами при езде. Крошечное ветровое стекло способно защитить от давления встречного ветра на скоростях до 300 км\ч, однако для этого ездоку приходится буквально «врастать» в мотоцикл, опуская подбородок на бак. Все части спортбайка закрыты пластиковыми облицовками обтекаемой формы, что позволяет уменьшить сопротивление воздуха на больших скоростях. Руль спортбайка – так называемый клипон (от англ. clip on) – две отдельных половинки с рукоятками, каждая из которых крепится прямо на перо вилки.  Образуемая ими конструкция очень узкая и низкая, что приводит к тому, что на спортбайке человек сидит с выгнутой дугой спиной, как шутят байкеры, «в позе креветки».

Двигатель спортбайка – почти всегда рядная «четвёрка», с объёмом 250, 400, 600, 750, 900, 1000 и более куб.см. Удельная мощность и энерговооружённость этих мотоциклов – самая высокая среди любых транспортных средств вообще. Так, современные «литровые» спортбайки имеют мощность более 180 л.с. при массе 175-180 кг, что означает более 1 л.с на 1 кг массы. Впечатляет, не правда ли? Разгон до «сотни» занимает у этих монстров около 2.5 сек, что автомобилистам и не снилось. Максимальная скорость так же поражает воображение: так, Kawasaki ZX-12R выпуска 2006 года имеет электронный ограничитель на 300 (!) км\ч, при снятии которого максимальная скорость достигает невероятных 330 км\ч. В России по пальцам одной руки можно пересчитать дороги, где достижима подобная скорость, однако даже само обладание самым быстрым в мире мотоциклом несказанно греет душу. Правда, за этот «подогрев» приходится расплачиваться громадным расходом бензина и астрономическими суммами транспортного налога.

Спортбайк отнюдь не прост в управлении, особенно на малых скоростях – поначалу создаётся впечатление, что он едет, куда хочет, вообще не слушаясь водителя. Именно поэтому начинать знакомство с мотоциклами со спортбайка – это ужасающее безрассудство, которое может стоить ездоку жизни.  Спортбайки требовательны к навыкам управления – так, случайный резкий поворот ручки газа практически на любой скорости может привести к подъёму мотоцикла на заднее колесо или даже его опрокидыванию.  Также езда на спортбайке это огромная физическая нагрузка. Уже через полсотни километров предплечья умоляют о пощаде, а тридцать минут катания по извилистым дорогам запросто способны заменить два часа в спортзале.

 

                                                                              Спорт-туристы

Спорт-туристы или спорт-туреры  рассчитаны на тех, кому по душе перемещаться со скоростями, близкими к спортбайковским, при этом находясь  в относительном комфорте и не затрачивая особых усилий. Внешне спорт-турист напоминает спортбайк, только немного массивнее, длиннее, с более высоким ветровым стеклом и чуть более удобной, хотя по-прежнему наклонённой вперед посадкой, просторными, удобными двухместными сиденьями.  Может иметь по бокам и\или сзади пластиковые багажные кофры. Комфорту водителя и пассажира служат регулируемое стекло, подножки, подогрев сидений и рукояток руля, различные электронные системы активной безопасности. Так, можно тормозить и разгоняться, что называется, «от всей души», при этом не задумываясь о возможности падения: за байком присматривает антипробуксовочная, антиблокировочная система и Anti-Wheelie, не позволяющая мотоциклу отрывать переднее колесо от дороги.

Мощность двигателя спорт-туриста ниже, чем у спортбайка, а его настройки таковы, что любое движение ручки газа сопровождается мягким но ощутимым откликом. Ходовая часть намного мягче, чем у спортбайка, что в совокупности с огромной массой (спорт-туристы весят 260-280кг) негативно сказывается на его манёвренности, однако позволяет совершенно не напрягаясь, с комфортом двигаться по асфальту любого качества со скоростями более 240 км\ч. Правда, носиться по горным серпантинам, лихо закладывая байк в поворотах уже не получится. В целом, ощущения от  управления сравнимы с автомобилем премиум-класса: мощь угадывается, но не соблазняет;  хулиганить и лихачить как-то не хочется, да и статус не позволяет.

                                                                             

                                                                              Стритфайтеры

Как уже упоминалось ранее, стритфайтеры – это, по сути своей, «раздетые» спортбайки. Однако нельзя назвать стритфайтером любой спортбайк с демонтированным пластиком. «Изюминка» стритфайтера заключается в полной его адаптации к особенностям городской эксплуатации. Как известно, спортбайк всё же рассчитан на идеальные условия гоночного трека, с идеально ровным чёрным асфальтом, грелками для колёс и девушками, держащими зонтик над мотоциклом. В городе его мощность становится обузой, а скрюченная посадка не позволяет удобно маневрировать между машинами в пробках. Чтобы максимально быстро передвигаться по запруженным улицам мегаполисов, придумали стритфайтеры.

Стритфайтер представляет собой гремучую смесь из полносильного двигателя спортбайка, классической посадки и динамикой разгона сравнимой, разве что, с самолётом. Для точности управления и маневренности спортбайк оснащается широким рулём от кроссового мотоцикла, подножки переносятся таким образом, что посадка становится похожей на классическую. Ведомая звёздочка цепной передачи заменяется на едва ли не вдвое большую, что приводит к тому, что динамика разгона становится просто бешеной, ценой максимальной скорости, которая падает до 180 км\ч – в условиях города более, чем достаточно.  Помимо пластика со стритфайтера демонтируется всё лишнее – как правило, они одноместные, укороченные и лишённые поворотников и зеркал. Поскольку у спортбайка оптика и приборы крепятся на пластике, то приходится менять всё это на более компактное и устанавливать на руле.

 

Стритфайтер не назовёшь  аппаратом на каждый день – это кусочек безумия, адреналин в чистом виде. Сама его концепция провоцирует на постоянные нарушения правил и скоростного режима, поэтому мотоциклы эти скорее развлекательные, нежели утилитарные.

Серийных стритфайтеров немного. Чаще всего, их строят из спортбайков сами владельцы, в 99% случаев – после аварии, в которой погиб пластиковый обвес. Поэтому, при покупке готового стритфайтера, следует обратить особое внимание на целостность рамы и ходовой. Задумайтесь: иногда под стритфайтер маскируют полуубитый спортбайк, доживающий последние дни.

 

 

                                                                              Туреры

Туреры (Touring Bikes) – лимузины среди мотоциклов. Огромные, неповоротливые, с обилием разных бесполезных хромированных штуковин и сиденьями, размером с кресло начальника международной корпорации, они позволяют путешествовать шикарно и с максимальным комфортом. Высокие ветровые стёкла, посадка с откинутой назад спиной, ногами согнутыми под прямым углом и расслабленными руками делают их непохожими ни на один из упомянутых типов мотоциклов. Их техническое оснащение не уступает автомобилю: электроприводы стёкол, зеркал, подножки, стереосистема, кондиционер (!), направляющий на водителя и пассажира потоки тёплого или холодного воздуха… Яркий пример подобного мотоцикла – Honda GL1800 “Gold Wing”.

Турер – мотоцикл для особых случаев. Ездить на нём каждый день просто невозможно из-за габаритов и массы, которая достигает 450 кг. Впрочем, если ехать по прямой ровной трассе где-нибудь в Европе, то о массе забываешь совершенно; мощность у них немаленькая – около 120 л.с., что позволяет им набирать 100 км\ч за лихие 5-7 секунд, а максимальная скорость составляет до 240 км\ч, причём до самой последней отметки на спидометре водителя и пассажира сопровождает комфорт и безмятежность.

Туреры – одни из самых дорогих мотоциклов, их стоимость сопоставима с седаном бизнес-класса.

 

 

                                                               ВНЕДОРОЖНЫЕ МОТОЦИКЛЫ

                Как известно, в России две беды, одна из которых время от времени чинит другую. Только на просторах нашей родины от водителя можно услышать восклицание: «О! Кусок хорошего асфальта!».

Но шутки шутками, а передвигаться нужно, а подчас и там, где дорога даже и не планировалась. Кроме того, зимой передвижение на дорожных мотоциклах делается невозможным .Решением этих проблем являются внедорожные мотоциклы.

 

                                                               Кроссовые мотоциклы

 

Кроссовый мотоцикл – собирательное название различных мотоциклов, предназначенных для участия в соревнованиях по мотокроссу, гонкам на мотоциклах по пересечённой местности или специально оборудованным трассам, с земляными трамплинами и препятствиями. Кроссовые мотоциклы имеют легкую раму, мощные двигатели, колёса большого диаметра с высокими грунтозацепами, заниженное передаточное отношение и длинноходные подвески(350-400мм хода), позволяющие преодолевать участки разбитого грунта и совершать прыжки.  Электрика кроссового мотоцикла максимально проста: состоит из одного лишь зажигания.

Сомнения вызывает необходимость рассмотрения кроссового мотоцикла в качестве транспортного средства – по закону и по сути своей, это – спортивный инвентарь, вроде лыж или байдарки. Кроссовые мотоциклы не ставятся на учёт  в ГИБДД, не требуют водительских прав. Однако, их эксплуатация на дорогах общего пользования запрещена по понятным причинам: они не имеют вообще никакой светотехники, даже головной фары, а рёв от работы гоночного двигателя способен разбудить несколько кварталов.

Но, как известно, Россия – особенная страна. Спортсменов,серьёзно занимающихся мотокроссом – несколько сотен, а кроссовых мотоциклов – десятки тысяч. Эксплуатируются они в основном там, где никто не попросит предъявить документы – за городом, в деревнях и дачных посёлках. Кто-то держит кроссовый мотоцикл для отдыха на природе. В некоторых заповедниках  и охотхозяйствах, лесники используют кроссовые мотоциклы как служебное транспортное средство.  Особо отчаянные водители катаются прямо на городских улицах.

Вопреки расхожему мнению, управление кроссовым мотоциклом  требует огромных физических усилий, задействуя практически всю мускулатуру, какая только есть в человеческом теле.  Просто ехать на нём не так уж и трудно, однако стоит начать ехать быстро… Основная позиция спортсменов-кроссменов при прохождении трассы – стоя на подножках, на полусогнутых ногах. Это позволяет сохранять контроль над техникой при тряске и ударах, например, при приземлении. Ввиду этого, сиденье на кроссовом мотоцикле – чисто символическое: узкое и жёсткое.  Оно служит лишь для опоры на него в поворотах и для защиты от случайных ударов промежностью при приземлении после прыжка. Ездить сидя крайне неудобно, да и развесовка мотоцикла будет неправильной, и на мало-мальски серьёзной кочке есть  риск вылететь через руль.

Кроссовые мотоциклы оснащаются двухтактными двигателями, объёмом 50, 65, 80, 125, 250, 500 куб.см. и четырёхтактными, объёмом 50, 125, 250, 450 и 650 «кубиков», их мощность варьируется от 5 л.с. у детских моделей до 70 л.с. у лучших профессиональных аппаратов. Масса «кроссача» не превышает 110 кг.

Мотокросс – самый недорогой и распространённый вид мотоспорта в России. Заниматься мотокроссом можно с 6-7 лет, однако начать никогда не поздно. Свободное катание на кроссовом мотоцикле тоже способно принести массу удовольствия.

                                                              

                                                                              Эндуро

Эндуро (от англ. Endurance - выносливость) – внедорожные спортивные мотоциклы, предназначенные для длительных гонок по пересечённой местности и многодневных соревнований. От кроссового мотоцикла отличаются наличием фары головного света, иногда – поворотников и боковой подставки, большим объёмом бака, большей максимальной скоростью, сидением, на которое-таки можно сесть.  Гонки эндуро в основном проходят по естественным грунтовым дорогам, рукотворных препятствий на них мало, прыжки практически отсутствуют, поэтому подвески эндуро мягче, чем у кроссового мотоцикла.

Некоторые эндуро омологированы для передвижения по дорогам общего пользования, их можно зарегистрировать в ГИБДД, но и стоят они дороже. Большинство же являются опять-таки исключительно спортивными мотоциклами.

Эндуро чаще других мотоциклов используются для передвижения по городу и путешествий.

 

 

                                                                              Супермотард

Супермотард или просто мотард – кроссовый мотоцикл или эндуро, оснащённый шоссейными покрышками и использующийся для гонок Супермото (Supermoto) в Европе и США. Трасса для супермото представляет собой асфальтовый трек с участками твёрдого грунта и небольшими искусственными трамплинами. В России этих соревнований нет, поэтому мотарды используются для быстрого перемещения по городу. Гладкие дорожные покрышки позволяют увеличить максимальную скорость и маневренность на асфальте, а длинные кроссовые подвески позволяют преодолевать поребрики, ступеньки и глубокие выбоины в дорожном покрытии. Всё это, в совокупности с мощным двигателем делает мотард грозным оружием в борьбе с городскими заторами и сотрудниками ГИБДД.

В последнее время китайские производители выпускают немалое количество эндуро, оснащённых шоссейными покрышками. Эти мотоциклы – обычные транспортные средства и с настоящим мотардом не имеют ничего общего, хотя для передвижения по городу их вполне хватает.

                                                                              Тур-эндуро

Тур-эндуро  или Adventure tourer (Англ. Турер для приключений) это аналог кроссовера среди мотоциклов. Тур-эндуро напоминают большой кроссовый мотоцикл, но с огромным (более 26л) бензобаком, изящной пластиковой облицовкой и высоким, почти вертикальным ветровым стеклом, дефорсированным двигателем объёмом от 400 до 1200 куб.см. мощностью от 30 до 100 л.с. Посадка на тур-эндуро прямая, близкая к классической, однако сиденье – длинное и цельное,что позволяет легко ехать стоя при необходимости.  На тур-эндуро можно разместить пассажира и огромное количество багажа, что в совокупности с высокой скоростью (до 220км\ч), неплохой проходимостью и большим запасом топлива делает его лучшим вариантом для длительных путешествий по любым маршрутам. Покрышки на тур-эндуро – нечто среднее между шоссейными и внедорожными, они обеспечивают хорошее сцепление с мокрым асфальтом или сухим грунтом, но во влажной грязи вязнут. В силу большой массы, тур-эндуро «не любят» прыжки и падения, к тому же, поднять с земли упавший «кроссовер» не так-то просто. Тур-эндуро – пожалуй, единственный тип мотоциклов, водить которые будет неудобно женщинам и людям невысокого роста – их высота по седлу достигает 1000мм, поэтому длинные ноги очень желательны. Впрочем, в продаже есть комплекты для уменьшения высоты подвески и низкие сидения.