Мотоэкипировка, мотоодежда, мото защита

Защитная мотоэкипировка развивалась вместе с мотоциклом, хотя и появилась позднее. Первые мотоциклы были тихоходными, поэтому до конца 20-х годов ХХ века

ездоки вовсе не пользовались  мотозащитой. Позднее, с  ростом скоростей и, соответственно, опасности, мотоциклисты начали использовать кожаный  шлем и стеклянные очки в кожаной оправе, характерные для авиаторов времен Первой мировой. Поначалу мотозащиту надевали лишь спортсмены, рядовые граждане передвигались в обыкновенной одежде.        Но с ростом скоростей и интенсивности движения роста и потребность мотоциклистов в защите, а также специализиро   ванной одежде, которая бы не мешала управлению и защищала байкера от пыли, грязи и возможных травм. В тридцатые годы наибольшее распространение среди мотоциклистов получили кожаные куртки и штаны, тогда же появились первые, металлические, шлемы на манер военных касок. Мода на кожу среди байкеров переживала свой пик почти тридцать лет,        с 50-х по 70-е годы. Кожаная мотоциклетная одежда остаётся актуальной и до сих пор. В настоящее время защитные аксессуары охватывают практически весь диапазон одежды, надеваемой на человека, от обуви до перчаток. Для каждого класса мотоциклов и стиля езды существует своя, специально ориентированная мотозащита. Всё это, в совокупности, способно сделать управление мототехникой комфортным и безопасным.

                                               Как выбрать мотоэкипировку: начинаем с главного.

Экономить на мотозащите не стоит. Это – истина, написанная, к сожалению, кровью многих поколений мотоциклистов.  Существуют сотни печальных примеров, когда езда в некачественной мотоэкипировке  или  вовсе без таковой приводила, в лучшем случае, к заоблачным расходам на поправку своего здоровья. Без преувеличения, лечение после аварии обходится в нашей стране в два-три раза дороже, чем может стоить качественный комплект мотоэкипировки.

Если хочется экономить, то некоторые элементы  мотозащиты (мотоперчатки, мотоботы, налокотники, наколенники, черепаха и другое) иногда допустимо заменить на аналогичные, выпускаемые для велосипедистов-экстремалов.  При равном уровне защиты, велосипедная экипировка дешевле мотоциклетной в три-четыре раза. Единственная причина, обуславливающая столь  значительную разницу – согласно международным  требованиям, вся мотоциклетная защита делается несгораемой. В повседневной жизни возгорание мотоцикла практически невозможно, поэтому можно ездить вполне спокойно, однако на соревнования в такой защите Вас могут не допустить…

Перед покупкой амуниции, стоит чётко определиться с Вашим основным классом мотоцикла и стилем езды. Не соответствующая классу, либо используемая не по назначению мотоэкипировка, способна не снизить опасность езды, а наоборот, увеличить её, кроме того, может нелепо выглядеть.

Согласно Российскому законодательству, обязательным к использованию для водителей мотоциклов и мопедов является только шлем, причём неважно, какой он будет. Но следует помнить, что мото-экипировка нужна прежде всего Вам, а не сотрудникам ГАИ.  Подход к защитной мотто-экипировке, что называется, «для галочки», неуместен и опасен!

                              

 

                                                                                           Виды шлемов.      Как выбрать, купить хороший шлем.      

                            

                Главный предмет мото-экипировки, без которого трудно представить большинство мотоциклистов, это шлем. Его назначение очевидно. Однако выглядеть он может по-разному, в зависимости от своей классовой принадлежности.                                                                                               

                Для неспешных поездок, а также для владельцев чопперов, круизеров, кастомов и ретро-байков существуют шлемы-каски, выполненные на манер старинной солдатской каски, но из современных материалов. Они лёгкие, прочные, отвечающие современным стандартам безопасности. Использование такого «котелка» способно придать Вам неповторимый, стильный вид и привлечь к Вам внимание на дороге. Однако, у подобных шлемов существует ряд недостатков. Во-первых, такие шлемы не защищают челюсть и затылок, кроме того, требуют ношения защитных очков, так как в противном случае пыль, грязь и насекомые будут постоянно атаковать Ваши глаза, а о комфорте придётся забыть. К положительным сторонам таких шлемов можно отнести вес – они самые легкие из всех – и возможность есть, пить и курить, не снимая шлема.

                Чуть дальше в плане технологичности и защищенности ушли открытые шлемы. Несмотря на своё название, открытый шлем полностью охватывает голову; незащищенной остаётся только челюсть. Они используют подвижное откидное стекло (визор) в лобовой части шлема. Такая конструкция позволяет полностью открыть лицо без снятия шлема целиком. Это очень удобно для мототуристов, которые проводят в шлеме большую часть времени. Еще одно преимущество открытого шлема – это потрясающий обзор, т.е. вы видите все так же, как будто вы вовсе без шлема. Открытые шлемы характеризуются умеренным уровнем шума и невысокой ценой. Они могут использоваться на скоростях до 160 км\ч.

                Для любителей «погорячее», а именно – владельцев спортивных, спортивно-туристических мотоциклов, тур-эндуро и прочих аппаратов категории «за двести» существует шлем-интеграл. Это – полностью закрытый шлем, характеризуется округлыми, обтекаемыми формами, полной защищённостью и исключительно прочным визором, обеспечивающим безопасность на запредельных скоростях. Современный интеграл – настоящее произведение инженерного искусства, они снабжены многоканальной регулируемой вентиляцией, двойными или даже тройными небьющимися и незапотевающими стёклами из высокопрочного поликарбоната, местами для крепления гарнитуры. Безопасность обеспечивает многослойный пенополистирол высокой плотности и наружная оболочка из стеклопластика или даже карбона. Интегралы – самые дорогие и совершенные шлемы, так же у них самый низкий уровень внутреннего шума. Из недостатков им свойственна значительная масса (до 1900г) и высокая цена. Интеграл можно использовать зимой, если надеть тёплый подшлемник.

                Для поездок по бездорожью, занятий мотокроссом, а так же катания на квадроциклах и багги, существует кроссовый шлем, или так называемый фуллфейс. Шлем-фуллфейс полностью закрывает голову, однако оставляет открытым проём для глаз. В этот проём надеваются очки-маска, похожие на горнолыжные, а их ремешок натягивается прямо на шлем. Фуллфейс можно безошибочно отличить по узкой, вытянутой вперёд челюсти и огромному козырьку. Козырёк здесь защищает не от солнца, а от струи песка и камней из-под колёс едущего впереди мотоцикла. Чтобы защитить глаза, достаточно чуть наклонить голову вниз.  В целом, кроссовый шлем довольно удобен; он лёгок и недорог, но его применяемость ограничена скоростью использования: из-за высокого сопротивления воздуха, после 140 км\ч он может повернуться на голове или «потерять» козырёк. К тому же, он совершенно бессилен против холода.

                Ещё один интересный вид шлемов это «модуляры» или «трансформеры». Типичный шлем «трансформер» выглядит как шлем-интеграл, однако его «нижняя челюсть» может откидываться наверх, вместе с визором, или сниматься вовсе, превращая интеграл в открытый шлем. При всём удобстве, многие модуляры чрезмерно тяжелы и дороги. Но, шлем трансформер – уж очень удобный и хороший!

 

 

                                                               Как выбрать шлем?

 

                Шлем нельзя подбирать по численным размерам головы, его обязательно нужно примерять. Уточните у продавца, нельзя ли совершить пробную поездку в понравившемся Вам шлеме – это многое расставит на свои места. Если такой возможности нет, наденьте шлем. Настройте и затяните ремешок крепления, он должен плотно, но не болезненно обхватывать подбородок. При затянутом ремешке, резко покачайте головой из стороны в сторону, попробуйте руками провернуть шлем на голове. Он не должен поворачиваться, сползать вверх\вниз, вообще каким-либо образом менять своё положение на голове после «встряски». Если шлем слегка сдавливает щёки – этот размер Вам подходит. Всегда помните, что пенополистирол, которым наполнен шлем,со временем немного «разнашивается».  Сделайте несколько приседаний или интенсивно подышите. Дорогие модели шлемов не должны запотевать ни при каких условиях, более бюджетные могут немного потеть, если дышать ртом. (при поездке запотевание исчезает). Проверьте, достаточно ли свободно Вашим ушам. Для того, чтобы это проверить, засуньте пальцы между щеками и шлемом и ощупайте ушные раковины. Они не должны прижиматься к шлему, т.к. для них есть специальные ниши. Допускается незначительное касание. Если в шлеме недостаточно свободного места, то невозможно будет надеть наушники. В гигиенических целях, под шлем, можно одевать подшлемник, который великолепно защищает шлем от засаливания, а также отлично защищает от холода, превращая поездку на мотоцикле или скутере, в комфортное мероприятие в любую погоду.

               

                                                               Мото-перчатки

 

Мото-перчатки защищают пальцы и ладони байкера от мозолей и травм, а в зимнее время – от холода. Они бывают кожаные и матерчатые, укороченные и обычные, с защитой и без.

                Для неспешных поездок по городу,а также для вождения мопедов и скутеров можно применять укороченные велосипедные перчатки или лёгкие кожаные без защиты. В них не жарко, они способны защитить руки от усталости или мелких царапин, но бессильны против серьёзных опасностей. Впрочем, их цена является веским аргументом для их покупки.

                Наиболее универсальны матерчатые длинные перчатки из комбинированных синтетических материалов с защитой из пластика или карбона. Они могут использоваться как для езды на спортивном мотоцикле, так и для мото-туризма и бездорожья. Они обеспечивают неплохой уровень защиты, не стесняют движений и имеют умеренную стоимость.

                Кожаные мото-перчатки очень неплохо сопротивляются истиранию, даже не имея вшитой защиты, к тому же натуральная кожа      поддерживает оптимальный микроклимат, не позволяя рукам потеть и мерзнуть.  Наилучшие мотоперчатки для езды на спортивном  мотоцикле выполнены из многослойной кожи, в которую вшиты элементы защиты на ладонях, костяшках и фалангах пальцев. Такие  перчатки неудобны для чего-то кроме езды на мотоцикле; в них трудно расплачиваться, нажимать кнопки на телефоне. Однако они обладают  высочайшим уровнем защиты, способны спасти руки от последствий скольжения на руках по асфальту и даже переломов.

                При примерке перчаток следует обратить внимание на подвижность пальцев и плотную посадку перчаток. Натяните перчатки до  упора и застегните. Пальцы должны касаться конца перчатки, но не упираться в него. Недопустимо носить перчатки, которые длиннее  пальцев или натирают между пальцами. Если поблизости есть мотоцикл, обязательно возьмитесь за руль в перчатках, проверьте удобство  работы с рычагами тормоза и сцепления. Перчатки должны легко сниматься с руки.

 

 

                                               Как выбрать, купить хорошую мотоциклетную обувь.      

                          

                Когда перчатки и шлем подобраны, время выбирать обувь.   Как и шлемы, она различается по назначению и её внешний вид и конструкция будет во многом зависеть от класса Вашего мотоцикла. Так, для неспешного передвижения по городу на чоппере или круизере подойдёт практически любая мото-обувь, однако для езды на спортбайке или кроссовом мотоцикле, ей придётся уделить более тщательное внимание.                                  

                Специальная обувь для мотоциклистов может представлять собой мотоботы, высокие ботинки и кроссовки. Мотоботинки, представляют собой кожаные или даже пластиковые (в мотокроссе) сапоги высотой до середины икры или даже до колен, с усиленной подошвой и элементами защиты. Они фиксируют ногу в голеностопном суставе, полностью защищают ее от наиболее возможных повреждений, а так же облегчают работу с тормозом и лапкой переключения передач. Ещё в мотоботах легче завести мотоцикл с кикстартера, так как можно не бояться повредить стопу. Мото-ботинки, в свою очередь, это облегченный вариант защитной обуви. Обычно они чуть выше лодыжки, защита в них слабее, зато в них можно передвигаться пешком с относительным удобством, чего не скажешь о мотоботах.  Кроссовки – самый лёгкий вариант мотоциклетной обуви, они почти не отличаются от обычных. Разница заключается лишь в том, что их боковины и подошва прочнее, жестче, иногда есть особая липучка, не позволяющая шнуркам развязываться.

                При покупке обуви для езды на мотоцикле особое внимание нужно уделить собственным ощущениям  – размеры могут отличаться от общепринятых. Тесная обувь способна превратить езду в пытку уже через пару часов, а слишком свободная неэффективно защищает и мешает переключать передачи.

                Если Вы выбираете мотоботы, то ходить в них по магазину бесполезно – какими бы хорошими они не были, Вам всё равно будет неудобно. Лучше проверьте, хорошо ли помещается ли носок мотобота между левой подножкой и лапкой переключения. Передачи  должны переключаться удобно, как вверх, так и вниз, без неестественных изгибов ноги. Помните, что положение лапки переключения можно регулировать в пределах двух-трёх сантиметров!

                Мотоботы и высокие ботинки должны фиксировать ногу от подворачивания вбок. Обратите внимание на защиту щиколотки – она крайне важна, так как в этом месте множество мелких косточек, которые могут пострадать в поединке с асфальтом.

                Подошва любой мото-обуви должна быть бензостойкой, так как даже из исправного мотоцикла порой вытекают различные агрессивные жидкости и обычные кожа и резина могут потерять свои свойства при контакте с ними.

 

 

                                                                                                                                        Нательная защита, черепахи.  

                        

                Нательная защита может быть составлена из отдельных элементов, или объединена в единое целое полимерной сеточкой, своего рода подобие бронежилета с рукавами. Самый распространённый элемент нательной защиты это защита позвоночникачерепашка»). Она состоит из пластиковых или карбоновых пластин, расположенных друг за другом и снабжённых общей основой для надевания на спину. «Черепаха» защищает позвоночник от лопаток до крестца и является неотъемлемым атрибутом приверженцев экстремальной езды. Иногда она объединена с нагрудником, защищающим рёбра.   

                При покупке защиты, следует обратить внимание на форму её элементов. Слишком выпуклые защитные пластины не позволят надеть защиту под куртку или будут стеснять движения. Обязательно примеряйте защиту; она не должна значительно ограничивать подвижность тела. Наклонитесь и достаньте руками колени, при этом не должно возникать дискомфорта.

                У некоторых моделей защитной экипировки внутренняя поверхность элементов (подкладка) может отстёгиваться для  стирки, это – большой плюс.

 

               

                                                                                       Защитная экипировка для спорта.

                Как известно, все наилучшие технические решения приходят из спортивных соревнований. Так, в мотоспорте довольно давно применяется защита шеи. Она призвана защищать шейные позвонки от компрессионных переломов и других повреждений. Она имеет форму плотного пенополиуретанового воротника, который при ударе упирается верхней стороной в шлем, а противоположной – в плечи ездока или наплечную защиту. Хотя она довольно-таки сильно ограничивает подвижность головы, всё больше ездоков начинают использовать её вместе со шлемом и нательной защитой.

                                               Безопасность езды на мотоцикле в городе.

                Во многих европейских городах, мотоциклисты для заметности на дороге надевают световозвращающие зелёные жилеты, наподобие тех, что есть у наших инспекторов ДПС. Однако, в нашей стране не каждый байкер, решит пожертвовать своим внешним видом ради безопасности, а культура автомобилистов крайне низка… Как быть? Компромиссным решением могут стать отражающие элементы куртки (полосы, логотипы и т.д. ). Они отлично заметны в темноте и не портят внешний вид.

               

                И наконец, помните, что главныеэлементы защиты мотоциклиста, которые едва ли не важнее всех перечисленных – это внимание и здравый смысл.  Пусть защитная экипировка будет всегда с Вами, но никогда не пригодится!

                                                                               Удачи Вам на дороге!

А.М. #44

               

.